Взаимоотношения в педагогическом коллективе

Взаимоотношения-в-педагогическом-коллективеШкола — такая же организация, как и другие. И руководители, то есть директора и завучи, подчиняются тем же законам управления, которые существуют во всех организациях. Интересно посмотреть на своих руководителей и понять, к какому типу они относятся. Ведь если знаешь, чего ожидать от руководителя, то и многих конфликтов можно избежать.Попробуем классифицировать школьных руководителей.

АВТОРИТАРНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Представьте себе человека властного, уверенного в себе. Он требует, чтобы обо всех делах докладывали лично ему, принимает решения единолично и сам их отменяет. Такой руководитель приходит в негодование, когда кто-то старается «перепрыгнуть через его голову», то есть сделать что-то, не посоветовавшись с ним. Какие методы управления преобладают у такого руководителя? Приказ, выговор, лишение разных льгот, замечание, наказание. Часто в коллективе, которым руководит такой человек, контролируется всё, причём чрезмерно. Любимый принцип такого руководителя: «Руководитель всегда прав. Если руководитель не прав, тогда в этом виновны его работники». Он может быть довольно грубым и даже использовать ненормативную лексику, которая постепенно становится нормой и у других членов коллектива. Что происходит с учителями, которые вынуждены работать с таким руководителем? Они постепенно теряют инициативность, а уважение к руководителю медленно, но уверенно перерастает в чувство страха.

Как себя вести, если у вас такой руководитель?
Спокойно и достойно. Ни в коем случае не позволять ему разговаривать с собой грубо или резко, иначе он будет поступать так всегда, потому что поймёт, что с вами можно так себя вести. Не следует пугаться. Авторитарные руководите-ли, как правило, чаще всего грозятся и не очень часто выполняют обещанное. Если вам нужно о чём- то попросить такого руководителя, то обязательно напишите свою просьбу или изложите суть дела. То же касается и моментов, когда руководитель не доволен вами. Напишите план своей беседы, вопросы, которые будете ему задавать, и не отступайте от своего плана. Не реагируйте на провокации, не начинайте оправдываться в ответ на обвинение руководства. И самое главное: никогда не демонстрируйте, что вы его боитесь.

ХАРИЗМАТИЧНЫЙ ЛИДЕР                                                                                                                                                                                                                                                 Харизматичный лидер — это обычно человек, привыкший всего достигать самостоятельно, без посторонней помощи. Он построил свою карьеру сам. Энергичный настолько, что его неугомонная энергия заражает всех окружающих и заставляет работать даже без материального вознаграждения, просто «за идею». Он готов выслушать каждого работника, хотя и не обязательно учтёт их мнение, но такое обращение очень импонирует работникам. Иногда создаётся впечатления, что такой руководитель очень искренен со своими подчинёнными.

Как себя вести, если у вас такой руководитель?
Вести себя нужно естественно. Ведь харизматичный лидер ненавидит фальшь и не прощает лжи и лицемерия, потому что сам не такой. Уличив вас в неискренности, он навсегда изменит своё отношение к вам.
С таким лидером важно быть в одной команде, ощущать и понимать его желания и стремления, тогда вам гарантировано нормальное отношение и признательность за поддержку. В конце концов, такие руководители чаще всего имеют больше положительных качеств, поэтому с некоторыми недостатками можно и примириться.

«СЕРЫЙ КАРДИНАЛ»
Это лидер неформальный, но он замыкает на себе все процессы управления организацией. Чаще всего случается так, что официальный руководитель не может или не хочет принимать конкретные решения, не в состоянии владеть ситуацией. Вот тогда на сцене и появляется тот, кого называют «серым кардиналом». Иногда официальный руководитель практически добровольно готов передать часть своих функций неформальному лидеру, если это, конечно, не отражается на его официальном статусе или зарплате.
Нередко случается так, что авторитет «серого кардинала» среди коллег становится выше авторитета формального руководителя, тогда учителя охотно выполняют его просьбы и поручения. Постепенно в школе формируется «теневая» система управления, иногда действующая даже против системы формальной.

Как себя вести, если у вас такой руководитель?
Вести себя с «серым кардиналом» нужно осторожно, ведь он прежде всего учитывает свои собственные интересы и уже потом — интересы школы. Не следует обольщаться хорошими взаимоотношениями с таким руководителем, ведь он — замечательный психолог и актёр, если смог стать неформальным лидером в непростом учительском коллективе, да еще и при таком количестве начальников, которые есть в школе.
Лучше быть в одиночестве, чем принимать участие в интригах такого лидера. Возможно, это и принесёт вам пользу. Не следует обсуждать с этим руководителем своих коллег, со временем ваши высказывания могут быть использованы против вас. И вообще, будьте осторожны!

«БОЛЬШОЙ БОСС»
Он любит собирать совещания и педсоветы. Его большой кабинет с золотой табличкой на дверях сразу же сообщает о своём хозяине всё: я здесь главный, вот у меня какое кожаное кресло, ковёр и телевизор, и секретарша без записи никого не пускает. Он никогда не ходит по школе в одиночку, всегда лишь в сопровождении «доверенных лиц». В праздники «дарители» идут к кабинету руководства, а на день рождения школа вообще напоминает бразильский карнавал.
Такой руководитель редко когда бывает хорошим директором, ведь он нечасто общается с детьми и учителями, родителей преимущественно «вызывает на ковёр», а уроки посещает лишь для того, чтобы сделать учителю несколько замечаний о «наглядности» и «преемственности».

Как себя вести, если у вас такой руководитель?
Лучше держаться от него подальше и помалкивать. С таким директором всегда существует опасность стать нелюбимым сотрудником или, наоборот, любимчиком, причём и первое, и второе одинаково нежелательны. Ведите себя вежливо, на замечания
старайтесь не реагировать. В общем, пусть себе руководит, а вам некогда — вы детей учите.

ДЕМОКРАТИЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Есть и руководители, по человечески относящиеся к сотрудникам и детям, советующиеся с коллективом, прежде чем принять какое-то решение, не делающие замечаний по мелочам. Демократичные руководители, пусть редко, но всё-таки встречаются в школе. Учителя говорят, что с таким руководителем работать приятно и интересно. Да, порядка может быть и немного меньше, чем при авторитарном директоре, зато коллектив трудится слаженно и с хорошим настроением.

Как себя вести, если у вас такой руководитель?
Работать с удовольствием. Потому что такой руководитель обычно не контролирует своих под-чинённых чрезмерно, не заставляет всё свободное время проводить на совещаниях или за написанием скучных отчётов. Он внимателен к проблемам сотрудников, поэтому и здесь никаких вопросов воз-никнуть не может. В общем, добавить нечего, разве что пожелать всем такого руководителя.

РАВНОДУШНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
А если ваш руководитель похож на такого? Он старается ни во что не вмешиваться. От него редко можно услышать оценку мало-мальски сложной ситуации. Конфликты в коллективе возникают часто, потому что руководитель никогда не пресекает их или не пытается их решить. Каждый работник сам старается решать свои проблемы и не может рассчитывать на помощь руководителя. Такой стиль руководства обычно называют «невмешательством», а как назвать такого руководителя — «равнодушным» или «боящимся за свою репутацию»,— на самом деле не так уже и важно. Он мало делает для развития доверенной ему школы, поэтому никогда не приобретёт уважения подчинённых.

Как себя вести, если у вас такой руководитель?
Сменить такого руководителя, несмотря на то, что внешне он кажется желательнее, чем другие типы руководителей. Сложно работать под руководством человека, который никогда не возьмёт на себя ответственность и не защитит своих подчинённых.

ПРОБЛЕМА МОБИНГА
Практически каждый человек хотя бы раз в жизни в той или иной степени испытывал мобинг, то есть травлю на работе. В чём это может проявляться?
Вот рассказ молодого классного руководителя, которому пришлось столкнуться с мобингом в школе. «Со мной не здоровались сразу несколько коллег. Они проходили мимо меня и открыто игнорировали, чтобы я не мог подумать, что это произошло случайно.

Меня не приглашали на учительские праздники. Мой день рождения проигнорировали все, хотя я и приглашал коллег попробовать торт, который испекла жена. Были ещё и другие мелочи, отравлявшие мне жизнь. Самым ужасным было то, что учителя обсуждали меня с детьми на уроках.
Произошло это после того, как я выступил на педсовете и подверг критике двух учителей за то, что они не проверяют тетради. Я — классный руководитель, и мне жалуются родители.
Теперь я понимаю, что не следовало это делать публично. Но тогда я просто не усмотрел в этом ничего криминального. Это продолжалось почти пол-года и изменилось только после летних каникул».

Когда возникает мобинг?

  • Когда руководство среднего и высшего уровней не реагирует на то, что в коллективе есть сплетни и интриганство, а наоборот, всячески их поощряет.
  • Когда в коллективе много сотрудников пенсионного возраста, боящихся потерять своё место работы и поэтому отрицательно относящихся к молодым коллегам.
  • Когда у сотрудников отсутствуют чёткие должностные инструкции и с ними не обсуждены границы ответственности.
  • Когда у многих сотрудников отсутствует возможность карьерного роста либо это не определено или не озвучено.
  • В коллективе работают члены одной семьи.

Кто чаще всего становится жертвой мобинга?

  • Молодой учитель, недавно пришедший в школу, которого другие члены коллектива воспринимают как опасного конкурента.
  • Яркий неординарный учитель, индивидуальность которого раздражает окружающих.
  • Сотрудник, к которому благосклонно относится руководство.
  • Сотрудник, который, в отличие от своих коллег, вдруг осуществил резкий карьерный скачок.
  • Учитель, которого резко понизили в должности (лишили классного руководства, забрали часы и т. п.).
  • Сотрудник, чья зарплата значительно больше зарплаты других.
  • Слишком эмоциональный и открытый сотрудник.

Как нужно с этим бороться и стоит ли бороться вообще? Прежде всего, нужно оценить свои силы. Иногда игра не стоит свеч, и дешевле для физического и душевного здоровья просто уйти и не нервничать. Но иногда нужно принять бой.

  1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте картину всего коллектива — определите группировки, лидеров, тех, кого травят так же, как и вас. Правильный анализ поможет вам правильно оценить ситуацию.
  2. Найдите в коллективе союзников для себя. Это могут быть люди, тоже страдающие из-за притеснения своих коллег либо просто сочувствующие или симпатизирующие вам. Не следует дружить «против кого-то», целесообразнее про¬сто общаться и получать от этого удовольствие.
  3. Взвесив все «за» и «против», вы оценили свои силы и поняли, что нуждаетесь в этой работе. Тогда вперёд — и не бойтесь никаких трудностей!
  4. Не нужно искать причину, из-за которой вы по-пали в такую ситуацию. Совсем не обязательно причина кроется в вас.
  5. Ведите себя спокойно и доброжелательно, ведь главная задача мобинга — вывести соперника из душевного равновесия, заставить его нервничать и перестать контролировать свои эмоции. Поэтому вы должны сделать наоборот!
  6. Открытые скандалы и ссоры — всё-таки не ваше оружие. Больше анализируйте и выступайте только тогда, когда это нужно и вы к этому готовы.
  7. Старайтесь не допускать промахов в работе.
  8. Не жалуйтесь руководству, иначе коллектив начнет относиться к вам ещё хуже, а руководство, скорее всего, не поможет.
  9. Не одевайтесь дерзко. Слишком яркая и сексуальная одежда всегда провоцирует агрессию.
  10. Пока вы лишь привыкаете к новой обстановке и знакомитесь с людьми, не старайтесь внедрять в коллективе свои правила. Народную мудрость о чужом монастыре ещё никто не отменял.
  11. Ни в коем случае не врите, потому что это обязательно откроется и будет воспринято не в вашу пользу.
    выводы

Взаимоотношения в коллективе — дело деликатное и интересное. Ссориться и скандалить всегда плохо, ведь это приводит к непредсказуемым результатам. А вот по-человечески относиться к директору и коллегам — это вполне нормально.
А если у вас эти взаимоотношения не складываются? Тогда снова начните с себя. Выяснили, что не вы являетесь причиной? Тогда спокойно и разумно поговорите с руководителем или коллегами. Иногда все проблемы возникают именно из-за того, что люди мало разговаривают друг с другом.
Решайте проблемы мирно, улыбайтесь, искренне интересуйтесь делами своих коллег — и вы буде-те работать в лучшем школьном коллективе!

2015-05-02_140051