Воспитание ответственного отношения к здоровью

Воспитание-ответственного-отношения-к-здоровьюЗдоровье — ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Однако далеко не все школьники считают своё здоровье ценностью.
Причины этого ~ и незнание реальных угроз здоровью, и излишняя уверенность в неистощимости ресурсов организма, и надежда лишь на возможности медицины. А главное — просто неумение осознать состояние своего организма в ситуациях каждого дня.
Таким образом, налицо проблема: изменить ориентацию учащихся на здоровье и здоровый образ жизни. В настоящее время решение этой проблемы ~ задача и обязанность общеобразовательных школ.

В Смоленской области, например, успешно ведёт работу по воспитанию здорового образа жизни школьников небольшая сельская школа в посёлке Пржевальском Демидовского района. В области в течение пяти лет проходил эксперимент «Воспитательная система сельской школы» под научным руководством доктора педагогических наук Е.Н.Степанова. Работали три экспериментальные площадки: Богородицкая средняя школа Смоленского района (воспитательная система школы семейного воспитания); Сметанинская средняя школа Смоленского района (школа краеведения); Шокинский муниципальный комплекс школа-сад Кардымовского района (школа социально-нравственного становления и самоутверждения личности).
В нашей школе № 39 города Смоленска разработана и успешно применяется методика воспитания младших подростков, принципиально отличающаяся от существующих. Учащимся не задаётся требование быть здоровыми, а стимулируются их потребности в этом. Работа школы направлена на то, чтобы школьники осознали личную и общественную значимость здоровья, были готовы принимать волевые решения в разных видах деятельности.

Помня о том, что продвижение к цели ~ есть процесс, мы представили воспитание в виде сложной социальной системы, в которой тесно взаимосвязаны школьники, педагоги, родители, а также средства массовой информации, органы ученического самоуправления.
Система воспитания ответственного отношения младших подростков к здоровью немыслима без участия учителя, его профессиональной компетентности. Поэтому работа с педагогическим коллективом была направлена на повышение уровня теоретической, педагогической и практической подготовки учителей. Использовались беседы, индивидуальные консультации, семинары, педагогические мастерские, педагогические советы.
Вначале прошёл семинар «Теоретико-методологические подходы к формированию компонентов здоровья школьников». Анкетирование педагогов позволило определить их профессиональную готовность к участию в общем деле, проанализировать причины ухудшения здоровья школьников, уточнить понятие «здоровье».
Затем семинар «Основы воспитания ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности» дал педагогам общие представления об истории вопроса, опыте работы в данном направлении за рубежом и в нашей стране, возможностях школы. Их внимание акцентировалось на том, что личный положительный опыт оздоровления закладывается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Вступление же в младший подростковый возраст ознаменован значимыми изменениями, происходящими с человеком. Младший подросток хочет быть частью ученического коллектива, социума, занимать в нём своё место, приносить ему пользу. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать ответственное отношение к здоровью. На семинарах представлялась и научная, и методическая литература, которая помогает спроектировать процесс воспитания.
Консультации и беседы позволили сформировать стратегию поведения подростков в от-ношении своего здоровья и в построении собственной педагогической модели воспитания ответственного отношения к здоровью.
Использовалась педагогическая мастерская на тему «Духовно-нравственное здоровье школьника». Учителя познакомились со способами разрешения конфликта, расширили свои представления о здоровье, факторах его ослабления и укрепления. В заключение участники мастерской сформулировали основы нравственного поведения, распространяющиеся на здоровье.
Особую роль в подготовке учителей по дан-ной проблеме сыграл педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», который проходил в виде научно-практической конференции. На итоговом заседании был разработан проект, который сформулировал следующие задачи: систематизировать работу образовательного учреждения по воспитанию ответственного от-ношения школьников к здоровью; активизировать их деятельность на уроке и во внеурочное время, позволяющую применять приобретённые ими знания в практической работе; организовать процесс воспитания на основе взаимодействия всех его участников; осуществлять взаимосвязь воспитания и обучения, использовать арсенал средств, форм и методов сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Всё это осуществлялось на основе сотрудничества и партнёрских отношений с родителями учащихся. Предусматривалась просветительская работа с ними. Решалась задача, сущность которой состояла в утверждении ведущей роли семьи в нравственном воспитании детей. Были проведены комплексные мероприятия «Режим дня младшего подростка», «Азбука здоровья», «Структура досуга школьников», родительские собрания на темы: «Нравственность — основа здоровья», «Особенности младшего подросткового возраста», «Последствия виртуальной агрессии», «круглый стол» на тему «Здоровые традиции нашей семьи».
Основу ответственного отношения младших подростков к своему здоровью составляет со¬держание образования: культура знаний, умения и навыки, культура отношений и содержание воспитания, состоящее из пяти слагаемых свойств личности — активности, скромности, образованности, чуткости, благородства.
Средствами формирования этих свойств личности служат учение, игра, труд, общение. Реальная композиция средств и методов — это планируемые акции, действия, мероприятия, целенаправленно помогающие воспитанию ответственности в общении.
Воспитание младших подростков построено на основе системы развивающего обучения: обучение — это особая форма активности ребёнка, направленная на изменение само¬го себя. Основная форма организации — урок, самый распространённый его тип — комбинированный. Такой урок состоит из трёх этапов, на каждом из которых младшие подростки при-обретают знания о здоровье, умения и навыки по его сохранению и укреплению, умения оценивать своё состояние.
Обязательный элемент первого этапа урока — мотивация. Например, учитель говорит: «Вы этого не знаете, а, может, знать и не обязательно? Насколько необходимы эти знания?». В ходе обсуждения дети каждый раз приходят к тому, что знания необходимы. Так, на уроке физической культуры в VI классе по теме: «Самоконтроль юного спортсмена» на вопрос учителя «Зачем контролировать собственное здоровье?» ученики дают различные, дополняющие ответы: «Чтобы предупредить переутомление, избежать травм, распознать начинающуюся болезнь или другое нарушение здоровья».
Реализуя выработанный заранее план, например, на уроке русского языка об употреблении предлогов, учитель просит школьников составить и записать словосочетания с пред-логами на тему о пользе физической культуры. Ещё пример: на уроке географии шестиклассники определяют географические координаты и расстояние до экватора столиц Олимпийских игр (Афины, Париж, Лондон, Мехико, Берлин, Москва, Рим, Токио и др.).
Третий этап урока — закрепление пройденного. Например, на уроке русского языка в VI классе по теме «Простые и составные числи-тельные» учитель просит в тексте, посвященном закаливанию, найти предложения с числительными и подчеркнуть простые числительные. На этом же этапе урока чаще всего учитель под-водит его итог в беседе с детьми. Например, на уроке физической культуры в VII классе по теме «Искусство быть здоровым» итоговая беседа выглядит так:
— Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
— Эстафета с пиктограммами.
— Что вам особенно удалось?
— Разминка.
— Над чем нужно поработать дома?
— Систематически делать утреннюю гимнастику, включать в неё элементы сегодняшней разминки. Это помогает лучше выполнять упражнения и, значит, больше укрепить здоровье.
Необходимое условие- слияние знаний предметов естественного и гуманитарного циклов со знаниями, получаемыми школьниками на внеклассных мероприятиях. Так расширяются представления воспитанников о проблеме, формируются умения и навыки, помогающие сохранить и укрепить здоровье.
Одной из форм внеурочной работы по организации данного процесса служит классный час. В это время особенно проявляется тесное взаимодействие классного руководителя и младших подростков, у ребят формируется ответственность. Цикл классных часов представлен тремя блоками: «Человек и общество», «Человек и его деятельность», «Человек и его здоровье». Школьники получают знания о здоровье, способах его сохранения, учатся организовывать деятельность, направленную на его преобра-зование. Отвечая на вопрос, каковы черты выдающейся личности (в блоке «Человек и его деятельность»), школьники выделяют организованность, целеустремлённость, настойчивость, смелость, убеждённость, уверенность в собственных силах, самостоятельность в принятии решений, терпение. Классные часы посвящены известным людям (В.Вернадский, Н.Бехтерева, А.Швейцер, Г.Уланова, А.Маресьев, Е.Бережная, М.Плисецкая, Л.Яшин, И.Моисеев, Ф.Рузвельт и др.), и работа каждый раз требует больших усилий и много времени: по источникам сбор мате¬риала о выдающемся человеке, эпохе, в которой он жил, привлечение специалистов (работников музея, библиотеки, учителей-предметников); обработка полученной информации, представление выдающейся личности: выпуск газеты, устного журнала, телевизионной передачи и т.д.; разработка сценария для совместного с одноклассниками и учителями обсуждения. По итогам его школьникам предлагается написать сочинение, доклад или другую работу по теме. Важное место в указанной технологии отводится общению младших подростков с учителями, родителями, между собой.
Кроме того, очень оживлённо проходят мероприятия в игровой форме — «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Они учат школьников бесконфликтно общаться, принимать ответственные решения, строить своё поведение, отвергая негативное влияние извне.
Ежегодно школьники принимают активное участие в спартианских играх, которые стали доброй традицией школы. Спартианские игры дают возможность учащимся развить свои способности и таланты, применить полученные знания на практике, выработать в себе и укрепить нравственные качества.
Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью базируется на активной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе. Ярко и интересно прошла детская конференция «Здоровье и здоровый образ жизни», на которой обсуждались современные проблемы: природа и здоровье, «убойный» рок или живая музыка, вредные привычки, жизнь без наркотиков. Участие в конференции принимали не только учащиеся, но и представители общественных организаций и учреждений (врач, работник музея, преподаватель детской школы искусств и др.). В заключение было оглашено решение, которое участники приняли от имени будущих родителей, будущих директоров школ и министров, о необходимости мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья всех членов нашего общества. В решении отразились серьезные суждения школьников о проблеме здоровья нации.
В настоящее время педагогов и родителей волнует спад у школьников интереса к чтению, к книге как источнику знаний. Для современных школьников основным поставщиком знаний выступают телевидение, компьютер, Интернет, которые, к большому сожалению, подчас не только засоряют их сознание, но и отрицательно влияют на здоровье. По нашему мнению, здоровое поколение можно вырастить только тогда, когда на высоком уровне общественная мораль и нравственность. В нравственном воспитании важное место должно по-прежнему отводиться чтению. Поэтому у нас был проведён интеллектуальный марафон «Чтение — безопасность России». Совместно с педагогами учащиеся написали и обсудили сочинение «Моя любимая книга», провели уроки популяризации чтения. Поразительна тематическая широта марафона — от теории о происхождении человека до кулинарии и спортивного ориентирования. Приняли участие в нём и родители школьников, которые были ознакомлены с зарубежным опытом решения проблемы. В ходе беседы взрослые рассказали о читательских традициях существующих в их семьях, поделились собственным опытом нравственного воспитания в семье.
Весь учебно-воспитательный процесс пронизан трудовой деятельностью младших подростков (например, операция «Чистая школа, чистый город», участие в работе кружков, работа на пришкольном участке, в библиотеке в рамках пятой трудовой четверти).
Органической частью этой технологии стали анкетирование, наблюдение, беседы, тестирование, которые позволяют отследить результативность процесса. Например, учащимся предлагалось написать сочинение: «Стране, обществу нужны здоровые люди». Анализ работ показал, что все дети проявили осведомлённость в том, как правильно вести здоровый образа жизни. Их представления о сохранении и укреплении здоровья не только многообразны, но и системны (29% детей в своих работах коснулись проблемы алкоголизма, 37% школьников обратили внимание на вредность курения, 18% — не оставили без внимания проблему наркомании). При этом 62% учащихся указали на социальный характер этих явлений. Приведём несколько примеров: «Алкоголизм, курение и другие пагубные привычки наносят вред здоровью человека и всего общества» (Василий Г.); «Когда наш сантехник дядя Слава начал употреблять алкоголь, он часто не приходил на работу. А недавно его уволили. Пострадали его семья и весь наш дом, потому что трудно найти такого хорошего специалиста, как он» (Влад 3.); «У мамы в офисе многие мужчины курят прямо на рабочем месте, а страдают от этого все. Поэтому мама часто болеет бронхитом и не ходит на работу» (Руслан М.); «Однажды в аптеке я встретила наркомана. Позднее мне рассказали, что он умер. Какое горе пришло в его семью! Он был способным художником и мог бы своим творчеством приносить пользу и радость людям» (Светлана Г.).

Школьники считают, что нельзя доводить дело до болезни. По их мнению — это безнравственно, обществу нужны здоровые люди, но нельзя забывать об инвалидах.
«Общество должно оберегать не только молодых и здоровых людей, но и стариков» (Олег П.); «В нашей семье уважают и почитают старших. Так должны поступать все люди» (Андрей Ш.) — это тоже строки из сочинений. 48% респондентов отводят важное место в жизни человека труду и считают, что труд укрепляет здоровье, при¬носит пользу обществу; 39% школьников полагают, что занятия физической культурой и спор¬том — это проявление ответственного отношения к здоровью. Например: «За три года занятий футболом я укрепил своё тело и дух» (Денис Б.); «Ежедневная утренняя гимнастика выработала у меня силу воли» (Артём П.); «Быть ответственным в отношении собственного здоровья — это значит научиться «побеждать самого себя» (Николай Д.).
В 63% сочинений прослеживается связь нравственности и здоровья. Например: «Когда человек ссорится с близкими ему людьми и нарушает нормы морали, тем самым он подрывает собственное здоровье и здоровье окружающих» (Ольга П.); «Я научилась жить в согласии с собой и окружающими и заметила, что почти не болею» (Ксения В.).
Все детские сочинения очень эмоциональны, учащиеся написали о чувствах, которые испытывает здоровый и больной человек. «Когда человек болеет, он раздражителен и зол» (Оксана Б); «У больного человека страдают душа и тело» (Ольга Р.); «Наша команда часто занимает призовые места. Тогда мы с ребятами веселимся и испытываем гордость» (Борис К.); «После утренней гимнастики и обливания холодной водой я испытываю приятные ощущения во всём теле, а на душе радостно» (Владимир И.).
Представление о ценностных ориентациях учащихся дают следующие данные: 84% младших подростков определили здоровье как ценность, 24% считают его личной ценностью, а 60% — ещё и общественной.
У подавляющего большинства младших под-ростков прослеживаются социальные мотивы ответственного поведения в отношении здоровья. Например: «Я хотела бы научиться улаживать конфликты и стабилизировать обстановку в обществе» (Ирина Р.); «Когда я вырасту, стану пожарным и буду спасать людей. Для этого их нужно любить и быть в хорошей физической форме» (Дима К.); «Я уверен, что нарушать покой соседей не следует. Это вредит здоровью всех» (Максим П.).
Полученные данные свидетельствуют об эффективности мер по воспитанию ответственного отношения младших подростков к здоровью.
В результате проделанной работы дети овладевают системными знаниями о здоровье, осознают его общественную ценность, необходимость ответственно относиться к нему, строить отношения с людьми на основе гуманизма, общественной морали и нравственности. У младших подростков формируется такое важное личностное образование, как ответственное отношение к здоровью.
Ответственное отношение детей и подростков к здоровью — это проблема не только отдельно взятой личности, семьи, школы. Это задача государства, поэтому и требует объединения всех усилий — и государства, и воспитателей, и самих школьников. Именно поэтому ребёнок должен иметь право на свободное развитие способностей и интересов, которые могут реализоваться в полной мере только при наличии здоровья.
И.А.Дидук, учитель истории, школа № 39, г. Смоленск

>
На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Популярные статьи
© 2017 Методическая копилка учителя физкультуры и ОБЖ  Войти