Развитие координационных способностей у старших школьников

Развитие-координационных-способностей-у-старших-школьниковВопросы развития координационных способностей (КС) и их значение в физическом воспитании школьников актуальны для всех возрастных периодов.Умело осуществлённый подбор средств и методов координационной направленности на уроках физической культуры не только содействует развитию КС, но и способствует расширению двигательного потенциала учащихся.В методике развития КС у школьников главным является систематическое и последовательное обучение новым разнообразным двигательным действиям на базе «старых» координационных связей и формирование на этой основе новых и более сложных видов координации движений.
Научные данные свидетельствуют, что наиболее интенсивно показатели различных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. В старшем школьном возрасте рост КС продолжается, хотя меньшими темпами и неравномерно. К15-17 годам уровень развития КС достигает уровня взрослого человека.
Поскольку учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями и могут регулировать сложные в координационном отношении технические действия, то в процессе освоения учебной программы по различным видам спорта целесообразно на занятиях применять более широкий круг специальных координационных упражнений и заданий, оказывающих сопряжённое воздействие как на КС в целом, так и на совершенствование двигательных и психофизиологических функций (сенсомоторных, перцептивных, интеллектуальных и др.). Их преимущественное воздействие будет определяться только методической направленностью.
В старшем школьном возрасте ведущими способами развития КС являются все известные методы как стандартно-повторного, так и вариативного (переменного) упражнения, но значительно шире применяется метод индивидуальных задании с учетом телосложения и уровня развития психофизиологических функций учащихся.
Использование данных методов требует от учителя физической культуры соблюдения основных общепедагогических принципов, таких, как систематичность и последовательность.
В связи с этим педагог должен чётко представлять, какие упражнения направлены не только на освоение и совершенствование техники определённых двигательных действий, но и на развитие одной или нескольких (2-4) специфических КС, например, способности к равновесию, ориентированию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярной устойчивости, способности к произвольному расслаблению мышц.
Средства координационной направленности рекомендуется включать во все части урока: вводную - во время ходьбы, в разминочный бег, в комплексы общеразвивающих упражнений; в основную - между подходами, сериями основных упражнений и в фазах отдыха, а также в заключительную, где следует уделить внимание совершенствованию способности к произвольному расслаблению мышц, что ведёт к скорейшему восстановлению организма после нагрузки. Полезно при выполнении упражнений на расслабление сочетать фазы движений с фазами дыхания: при напряжении - вдох или задержка дыхания, при расслаблении - выдох.
В работе со старшеклассниками можно применять целенаправленные уроки по развитию данного качества, составляя комбинации упражнений различной координационной сложности с постепенным увеличением скорости, с изменением темпа, ритма движения.
Полезно проводить уроки в виде круговой тренировки, в которую можно включать упражнения, направленные не только на совершенствование координации движений, но и на развитие кондиционных способностей (силовых, скоростно-силовых, выносливости и т.д.). Всё это обеспечивает более гармоничное психофизическое развитие детей старшего школьного возраста.
В данной статье мы предлагаем ряд упражнений, преимущественно направленных на развитие КС, для систематического применения их на каждом уроке.
Некоторые из этих упражнений можно также использовать в качестве контрольных испытаний для оценки уровня развития координационных возможностей учащихся.
Упражнения преимущественно координационной направленности таковы.
I. Бег с заданиями. Упражнения выполняют за счёт «активной» работы стопы.
1. Широким шагом на прямых ногах, с разнеименной работой рук или из различных и.п.: руки на поясе, за спиной и т.д.
2. С подниманием прямых ног как можно выше.
3. Приставными шагами с круговыми движениями рук, согнутых в локтевых суставах, вперёд, назад, с разноимённой работой рук или с перекрёстными движениями рук в переднезаднем направлении (вариант: два приставных шага вправо, поворот кругом, затем два приставных шага влево).
4. Боком скрестными шагами, чередуя шаг правой (левой) спереди и шаг правой (левой) сзади, руки произвольно. Упражнение можно выполнять как с поворотами таза, так и без поворотов.
5. Перекатами на стопе («галоп») с круговыми движениями рук вперёд, назад или с разноимённой работой рук.
6. Подскоками с высоким подниманием бедра (как можно выше; поднимать колено к груди), руки работают как во время бега (встречное движение «колено-локоть») или «помогают» поднять колено (вариант: то же на одну ногу).
7. То же с «выпуском» голени вперёд.
8. С маховым движением прямых ног вперёд- вверх и касанием носка разноимённой рукой (вариант: с хлопком руками под коленом).
9. Спиной вперёд, нога, сгибаясь в коленном суставе, как можно дальше ставится на опору.
10. То же с отведением прямых ног назад.
11. То же с отведением прямых ног вперёд.
12. То же с отведением прямых ног в стороны.
13. С высоким подниманием бедра: боком; спиной вперёд (вариант: с различными положениями рук). Следить за ритмом выполнения.
14. С высоким подниманием бедра, расставляя стопы как можно шире (вариант: колени, удерживая вместе).
15. «Колесо». С высоким подниманием бедра и «выпуском» голени вперёд, загребающим движением поставить ногу «под себя».
II. Прыжки с продвижением вперёд.

  1. Стоя ноги врозь правой (левой), руки согнуты в локтевых суставах, темповые подскоки вверх-вперёд со сменой ног (вариант: из стойки ноги скрестно).
  2. В «сомкнутой» стойке (ступни сомкнуты), руки на поясе или сцеплены перед грудью, с поворотом плеч направо (налево), таза и ног налево (направо) (вариант: то же спиной вперёд).
  3. С подскоком на одной ноге, сгибая другую назад.
  4. В полуприседе, руки сцеплены под коленями (варианты: боком, спиной, в приседе, с продвижением по кругу, с различными и.п. рук).
  5. Темповые прыжки с продвижением боком в сомкнутой стойке.
  6. То же с поворотом кругом.
  7. С подтягиванием коленей к груди (вариант: то же, удерживая стопы врозь, а колени вместе; продвигаясь по кругу боком).
  8. Сгибая ноги назад и подтягивая пятки к ягодицам.
  9. Скачки на одной, с подтягиванием толчковой ноги (вариант: бег скачками).
  10. «Кенгуру». Скачки на обеих с максимальным продвижением вперёд и активным маховым движением руками вверх.
  11. «Вылет» в шаге через шаг. Отталкивание одной ногой с максимальным маховым движением вперёд согнутой в колене другой, через каждый шаг (вариант: чередуя через 3,5 шага и т.д.).
  12. Прыжки согнувшись, руки вперёд.
  13. «Чехарда». Стоя в колонне по одному. Первый номер выходит вперёд на расстояние 1,5-2 м и принимает и.п. - упор присев; второй выполняет прыжок ноги врозь через первого, с отталкиванием руками о его спину, и принимает то же и.п.; то же упражнение друг за другом выполняют остальные занимающиеся. Как только последний ученик выполнил прыжок, начинает прыгать первый и т.д. (варианты: из и.п. - в упоре на коленях; полуприседе; стоя, согнувшись, с опорой о бедра; стоя, прижав подбородок к груди).
  14. Темповые прыжки с отталкиванием обе¬ими ногами через набивные мячи (варианты: с группировкой; со сгибанием ног в тазобедренных суставах; боком).
  15. «Лягушка». Прыжки из упора присев, с первоначальным приземлением на руки и дальнейшим приходом в упор присев.

III. На месте в парах.

1. Стойка лицом друг к другу, взяться руками перед собой, ступни ног касаются носков партнёра. Не сгибая рук, выполнить приседания (вариант: то же спиной, отойдя от партнёра на расстояние шага, плечами навалиться друг на друга, руки сцеплены сзади в локтевых суставах в «замок»).
2. В седе углом в упоре сзади, лицом друг к другу, ступни одного на уровне коленей другого. Круговые движения прямыми ногами вокруг ног партнёра (вариант: из и.п. - с опорой на предплечья).
3. «Педалирование». В седе углом, лицом друг к другу, ноги касаются ступней партнёра, сгибание и разгибание ног.
4. Стоя спиной друг к другу, взяться руками вверху или руки сцеплены сзади в локтевых суставах. Один партнёр приседает так, чтобы таз другого был на уровне поясницы и, наклоняясь вперёд, «берет» (взваливает) его себе на
спину (вариант: с переворотом партнёра через себя в стойку лицом друг к другу).
5. Лицом друг к другу, один партнёр в стойке ноги врозь, другой в сомкнутой стойке, руки сцеплены хватом за лучезапястные или локтевые суставы. Первый переступанием вперёд, кладет второго на пол и переступанием назад возвращает его в и.п. Ноги в коленных суставах не сгибать (вариант: партнёр находится сзади, поднимание и опускание другого за плечи).
6. Сидя лицом друг к другу, ноги врозь упираются в ступни партнёра, взяться руками перед собой. Сгибая руки, максимально приподняться и, разгибая их, медленно опуститься в и.п. (варианты: то же скрестным хватом рук; взяться одноимённой (разноимённой) рукой хватом за лучезапястный сустав).
7. И.п. - то же, круговые движения туловищем (вариант: спиной друг к другу, руки сцеплены в локтевых суставах).
8. Стоя лицом друг к другу, взяться руками перед собой или скрестным хватом. Одновременно прыжки с поворотом налево, направо (варианты: с поворотами в одну сторону; в полуприседе).
9. «Пятнашки». Стоя лицом друг к другу, взяться руками перед собой; или руки на плечах партнёра, или хватом выше локтя. Наступить на носок ноги партнёра и не дать ему сделать то же.
10. Стоя лицом друг к другу, взяться руками перед собой или руки на плечах партнёра. В прыжке (подскоке) с высоким подниманием бедра одноименных ног поочередно коснуться ступнями (вариант: коленями).
11. Стоя лицом друг к другу на одной ноге, другую взять сзади одноимённой (разноимённой) рукой за голеностоп. В прыжке вывести партнёра из равновесия другой рукой (вариант: из исходного положения в полуприседе).
12. Стоя ноги врозь правой (левой), лицом друг к другу, стопа впереди стоящей ноги касается стопы партнёра, взяться за руки перед собой. Наклониться максимально назад, слегка сгибая сзади стоящую ногу и, отталкиваясь ею, выполнить вращения по часовой или против часовой стрелки (варианты: один партнёр принимает положение приседа; одноимённым боком и, наклонив туловище в сторону, руки скрестным хватом; спиной, держась за руки сзади и наклонившись максимально вперёд).
13. Один партнёр принимает упор лёжа на согнутых руках, ноги врозь; второй, стоя сзади, берет партнёра за бедра как можно ближе к тазобедренным суставам и соединяет руки в «замок»; первый, отталкиваясь руками, поднимает их вверх и прогибается в пояснице, затем медленно возвращается в и.п. с поддержкой партнёра.
14. Стоя лицом друг к другу на расстоянии 1 м. Первый партнёр выполняет кувырок вперёд, второй - прыжок через него ноги врозь. Затем оба поворачиваются кругом.
15. Один лёжа на спине, ноги врозь, согнуты в коленных суставах, второй в упоре лёжа согнувшись лицом к нему, оба удерживают друг друга за голеностопы (голова первого между стопами второго). Второй, слегка отталкиваясь ногами и сгибая руки, выполняет кувырок вперёд, первый поднимается, наклоняясь вперёд, ставит согнутые ноги партнёра на ширину плеч и также выполняет кувырок (варианты: кувырки вперёд в парах из упора присев, взявшись под руки и с опорой свободными руками).
Предлагаемые в данной статье упражнения хорошо согласуются с содержанием комплексной программы физического воспитания для учащихся по спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике и спортивным единоборствам, а также являются отличным средством повышения эмоционального фона на уроках.

(По советам Ю.Захарова)

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Популярные статьи
© 2017 Методическая копилка учителя физкультуры и ОБЖ