Рабочая-программа-кружковой-работы-по-баскетболу

Рабочая программа кружка по баскетболу

Рабочая-программа-кружковой-работы-по-баскетболуПредлагаю Вам рабочую программу кружка спортивно-оздоровительного направления, ориентированного на углубленное изучение игры «Баскетбол». Программа рассчитана на 33 учебных недели — без двух недель в сентябре. (6 часов в неделю или 198 часов в год). Можете взять ее как образец и подгонять под себя (количество часов и т.д).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и др.В частности интерес к баскетболу с каждым годом возрастет, так как по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол — это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.Также данная игра состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные си¬стемы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.

Польза от занятий баскетболом огромна — это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.Важнейшее требование к занятиям — дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.

Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.

В помощь для решения данной задачи приходит программа кружка «Здоровячок» спортивно-оздоровительного направления, ориентированная на углубленное обучение игре баскетбол.
Рабочая программа кружка «Здоровячок» спортивно-оздоровительного направления для 2-5 классов основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича..М.:2012 и разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель – 2013.
Кружковая работа спортивно-оздоровительного направления «Здоровячок» входит в образовательную область «Физическая культура».
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.

Место программы в образовательном процессе
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы — углублённое изучение спортивной игры
баскетбол.

Основными задачами программы являются:
 укрепление здоровья;
 содействие правильному физическому развитию;
 приобретение необходимых теоретических знаний;
 овладение основными приемами техники и тактики игры;
 воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
 привитие ученикам организаторских навыков;
 повышение специальной, физической, тактической под¬готовки школьников по баскетболу;
 подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;
 отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:
 метод упражнений;
 игровой;
 соревновательный,
 круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

 Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
 в целом,
 по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу обучения должны:
Знать
 технику безопасности при занятиях спортивными играми;
 историю Российского баскетбола;
 лучших игроков области и России;
 знать простейшие правила игры.
 правила личной гигиены;
 следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;
 знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
 профилактику травматизма на занятиях;
 основные этапы Олимпийского движения;
 правила проведения соревнований.

Уметь
 выполнять перемещения в стойке;
 остановку в два шага и прыжком;
 выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
 бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
 владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
 передвигаться в защитной стойке;
 выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
 ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
 выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
 владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
 играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.
 выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;
 владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
 вырывать и выбивать мяч;
 играть в баскетбол по правилам.
Материально-техническое обеспечение занятий

Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
 Щиты с кольцами — 2 комплекта.
 Щиты тренировочные с кольцами — 4 шт.
 Шахматные часы — 1 шт.
 Стойки для обводки — 6 шт.
 Гимнастическая стенка-6 пролетов.
 Гимнастические скамейки — 4 шт.
 Гимнастический трамплин — 1 шт.
 Гимнастические маты — 3 шт.
 Скакалки — 30 шт.
 Мячи набивные различной массы — 30 шт.
 Гантели различной массы — 20 шт.
 Мячи баскетбольные — 40 шт.
 Насос ручной со штуцером — 2 шт.

Учебно-тематический план

п/п Содержание Количество часов
Основы знаний 5
Специальная техническая подготовка 85
Специальная тактическая подготовка 75
ОФП 33

Используемая литература

Литература для учителя:

  1. Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова. — М.: Советский спорт, 2002.
  2. Ковалько, В. И. Индивидуальная тренировка / В. И. Ковалько. — М.: Советский спорт, 1960.
  3. Коузи, Б. Баскетбол. Концепции и анализ / Б. Коузи, Ф. Пау­эр. — М.: ФиС, 1975.
  4. Кузнецов, В. С. Упражнения и игры с мячами / В. С. Кузне­цов, Г. А. Колодницкий. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

Литература для учащихся:

  1. Литвинов, Е. Н. Физкультура! Физкультура! / Е. Н. Литви­нов, Г. И. Погадаев. — М.: Просвещение. 1999.
  2. Мейксон, Г. Б. Физическая культура для 5-7 классов / Г. Б. Мейксон, Л. Е. Любомирский, Л. Б. Кофман, В. И. Лях. — М.: Просвещение, 1998.

Рабочая программа кружка по баскетболу