Подвижная игра «Народный мяч»

Подвижная-игра-народный-мячНе все дети хорошо овладевают баскетболом, волейболом, поскольку в техническом и тактическом плане они эти игры не усваивают. Такие учащиеся, как правило, либо отказываются играть, либо стоят на площадке столбами, что отрицательно сказывается на качестве и моторной плотности урока.
А в игру «Народный мяч» способны играть все учащиеся. Чем раньше дети начнут её осваивать, тем быстрее они приобретут все необходимые игровые качества и научатся преодолевать чувство застенчивости и даже страха (боязнь попасть под удар мяча, боязнь атаки соперника).
Овладев техническими действиями игры «Народный мяч», дети успешно обучаются баскетболу, волейболу и другим спортивным играм. Это связано с тем, что «Народный мяч» включает в себя тактические и технические действия спортивных игр, например, броски, передачи, остановки мяча. С точки зрения классификации данную игру тоже можно отнести к категории спортивных игр, так как в ней есть все соответствующие характерные признаки, требующие специальной подготовки и постоянного спортивного совершенствования учащихся. Направленность игры на общефизическую подготовку обусловлена свободными, разнообразными движениями занимающихся, простотой её содержания и правил.
К тому же здесь не требуется затрат на строительство каких-либо спортивных сооружений, площадок и на приобретение дополнительного спортивного инвентаря. Наличие спортивного зала (площадки) и волейбольного мяча — всё, что нужно для проведения игры.
Игра «Народный мяч» широко распространена среди народов Крайнего Севера и имеет многочисленные модификации. Автор данной статьи разработал правила соревнований, тактику ведения игры и необходимую документацию для проведения состязаний по «Народному мячу».

играигра 1
Место для игры, инвентарь.

Площадка и её размеры.

Площадка представляет собой прямоугольник длиной 18 м и шириной 9 м. Она очерчивается линиями шириной 5 см, короткие линии называются лицевыми, а длинные — боковыми. Ширина линий входит в размеры площадки. В спортивных залах, где ширина зала больше 9 м, но не превышает 14 м, лицевые линии продлеваются до стен (для увеличения моторной плотности урока). Середины боковых линий соединяются средней линией, которая делит площадку на две половины. На каждой половине площадки на расстоянии 1,5 м от лицевых линий, параллельно им проводятся пунктирные линии. Площадь, ограниченная боковыми, лицевой и пунктирной линиями, называется зоной капитана (рис. 1).
Мяч должен быть круглы м, иметь диаметр 21 —22 см и весить 250—280 г. Наружная его оболочка кожаная (волейбольный мяч). Вопрос о пригодности мяча и необходимости его замены в процессе игры решается судьей.
Правила игры.

1. Соревнования проводят из трёх или пяти партий (согласно положению о соревнованиях). Цель игры — выбить мячом всех игроков команды соперников.
2. Перед началом игры старший судья проводит жеребьёвку на право выбора стороны площадки или ввода мяча в игру. Если капитан команды, вытянувший жребий, выбирает ввод мяча, другая команда получает право выбора стороны площадки.
3. Перед началом решающей партии судья вновь осуществляет жеребьёвку на право выбора стороны площадки или ввода мяча в игру.
4. После окончания каждой партии команды меняются сторонами.
5. В решающей партии (третьей или пятой) после набора одной из команд трёх очков, соответствующих количеству выбитых игроков, происходит смена сторон площадки без перерыва. Давать указания команде в это время не разрешается. Игроки обеих команд обязаны занять те же места, которые занимали до смены сторон. Мяч вводит в игру тот же игрок, у которого находился мяч до смены сторон.
6. Каждая команда имеет право использовать в каждой партии один перерыв до 1 мин. Перерыв даётся тогда, когда мяч находится у игроков команды, берущей перерыв. Неиспользованные перерывы в какой-либо партии не могут быть взяты в следующих партиях. Во время перерывов игрокам запрещается покидать площадку и получать советы от кого-либо, кроме тренера. Перерывы между партиями не должны превышать 2 мин.
Начало игры.

По сигналу (свистку) старшего судьи капитан вводит мяч в игру, стараясь выбить соперников — попасть мячом в игроков противоборствующей команды, а те стараются поймать мяч или увернуться от него, или подобрать мяч на своей площадке и самим атаковать игроков-соперников, не переходя за среднюю линию. Если мяч введён в игру до свистка старшего судьи, то мяч переигрывается. Выбитый игрок уходит по боковой линии в зону своего капитана и помогает ему выбивать соперников. Во время игры все участники свободно перемещаются на своих площадках. Если мяч попал в стену, потолок, скамейку, болельщиков, он остаётся в игре. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все игроки одной из команд. Затем игра останавливается старшим судьёй, и вместо выбитых игроков в состязание вступает капитан команды, мяч находится у него. По свистку старшего судьи игра продолжается. Если выбили капитана, то победа в данной партии присуждается соперникам. Если капитан команды А выбил всех игроков команды Б, то игра останавливается старшим судьёй, и вместо выбитых игроков выходит капитан команды Б, мяч у него. По свистку старшего судьи игра продолжается до победы одного из капитанов, и победа присуждается его команде. В следующих партиях команды меняются площадками, мяч вводится в игру капитанами поочерёдно.
Игрок считается выбитым, если попали мячом с лёта в любую часть его тела; он ловил мяч и уронил его на пол; в него попал мяч отскоком от пола после касания своего выбитого игрока; он сделал заступ за среднюю или пунктирную линии.
Игрок не считается выбитым, если он поймал мяч; поймал мяч отскоком от своего выбитого игрока — оба остаются на поле; наступил на разметку средней или пунктирной линии; 8 него попал мяч отскоком от пола, стены, скамейки, болельщиков; капитан команды попал мячом в своего игрока; выбитый игрок попал мячом в своего игрока.
«Чужой мяч» — считается в тех случаях, если мяч взят в руки на площадке соперников с пола или пойман в полёте. Игра останавливается судьёй, мяч возвращается соперникам, по сигналу судьи игра продолжается.
«Спорный мяч» — считается в тех случаях, если соперники одновременно взяли мяч в руки на средней или пунктирной линии или над ней. Игра останавливается судьёй, мяч вбрасывается между спорившими игроками в том месте, где был зафиксирован «спорный мяч».
Счёт и результат игры.

1. Команда получает 1 очко, если её игроки выбили игрока команды соперников.
2. Партия считается выигранной, когда одна из команд выбьет всех игроков команды соперников.
3. Выигрыш двух партий из трёх или трех из пяти даёт команде победу.
4. Команде, отказавшейся от игры или не явившейся на соревнования, засчитывается поражение со счётом 0:2 или 0:3, а в каждой партии по 0:6.
Правило игры на открытых площадках.

В игру «Народный мяч» можно играть на открытых площадках и в больших спортивных залах согласно существующим правилам для закрытых помещений, но с учётом таких дополнений:

  • если во время игры мяч вылетел за боковую линию от игрока команды А, то судья игру останавливает, игроки команды Б вводят мяч в игру со своего игрового поля по сигналу (свистку) судьи;
  • если во время атаки команды А игроками команды Б мяч вылетел за боковую линию, не коснувшись защищающихся игроков, то судья игру останавливает, и игроки команды А вводят мяч в игру со своего игрового поля по сигналу судьи;
  • если мяч вылетел за пределы площадки из зоны капитана от выбитых игроков или капитана или не коснувшись их, то судья игру останавливает, и затем капитан или выбитые игроки его команды вводят мяч в игру по сигналу судьи;
  • замена игроков и перерыв 1 мин. осуществляются во время остановки игры, когда мяч вылетел за пределы площадки или в случае травмы игрока.

Тактика игры в нападении.

Команда, вводящая мяч в игру или овладевшая им, становится нападающей. Нападение — это основная функция команды в игре, так как команда овладевает инициативой и заставляет соперников играть по её тактическому плану.
Задача нападающей команды — выбить всех игроков команды соперников, к тому же стараться не отдать мяч соперникам. Для этого необходимо использовать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные командные тактические действия.
Все действия игроков в нападении подразделяются на индивидуальные, групповые и командные.
Индивидуальные действия. Игрок, овладевший мячом, должен моментально оценить ситуацию на площадке. Если соперник находится рядом с ним, то игрок с мячом должен постараться выбить его так, чтобы мяч отскоком вернулся к нему (рис. 2) или к партнёрам по своей команде (рис. 3).
Групповые действия. Одним из важнейших элементов атаки служат групповые действия. В них проявляются творческие навыки взаимодействия двух, трёх, четырёх игроков, в результате складываются комбинационные действия команды.
Взаимодействие двух игроков. К основным способам данного взаимодействия относятся навесная передача мяча и атака (рис. 4), прямая передача мяча (с отскоком от пола) и атака (рис. 5).
Взаимодействие трёх-четырёх игроков. Это взаимодействие применяется для «отсекания» у соперника игрового поля. Нападающие заставляют игроков соперника перемещаться вперёд-назад, прижимая их к боковой линии, и при первой же ошибке в защите — выбивают игроков (рис. 6).
Командные действия в атаке. Успех команды при игре в нападении зависит от сыгранности игроков.
их взаимопонимания, подчинения индивидуальных стремлений интересам команды. Основа такого успеха — коллективные действия, создающие одному из игроков удобное положение для атаки соперника (рис. 7, 8).
Тактика игры в защите.

Хорошо организованные действия игроков в защите позволяют перехватить инициативу у соперников и перейти в контратаку. Игра в защите также состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.
Индивидуальные действия. Во время игры защитник должен:
свободно перемещаться на своём игровом поле;
заранее предугадывать действия нападающих;
не допускать передачу мяча между нападающими игроками;
не дать сопернику выполнить прицельную атаку;
стараться овладеть мячом и перейти в контратаку (рис. 9).
Групповые действия. Групповые действия игроков в защите предназначены для активного противодействия нападающим, а также для подстраховки партнёров по команде. Они предусматривают взаимодействие двух и трёх игроков.
Взаимодействие двух игроков. К основным способам взаимодействия здесь относятся подстраховка, перехват мяча у соперников и стремительная контратака. Подстраховка осуществляется партнёром по команде (рис. 10). Если соперник атаковал защитника и попал в него, а мяч отскочил, то партнёр по команде должен постараться поймать мяч, пока он не коснулся площадки, и сразу же перейти в контратаку.
Взаимодействие трёх игроков. Это способ нейтрализации игроков команды соперника, находящихся в зоне капитана или на игровом поле, подстраховка партнёров по команде и стремительная атака (рис. 11).
Командные действия. Направлены на то, чтобы не дать соперникам возможности играть в пас, используя при этом ранее изложенные варианты групповых действий в защите (рис. 12).
Участники соревнований. Права и обязанности игроков.

1. Игроки должны знать и соблюдать правила игры.
2. Обращаться к судьям во время игры имеет право только капитан команды. По всем вопросам капитан должен обращаться только к старшему судье. Ко второму судье он может обратиться лишь с просьбой
о взятии перерыва 1 мин. или замене игрока.
3. Судья обязан делать игрокам предупреждения: за пререкание с судьёй или соперником; за выкрики на поле; за умышленную задержку игры.
4. При повторении подобных нарушений виновный получает персональное замечание с занесением в протокол соревнований, а его команда наказывается — он считается выбитым игроком, и мяч отдаётся капитану соперников. За грубое нарушение правил игрок удаляется с поля, а команда наказывается штрафным очком — выбитым игроком, и мяч отдают капитану соперников.
5. Каждый игрок должен иметь разрешение врача о допуске к соревнованиям.
Возраст игроков. Участники соревнований распределяются на три возрастные группы.
Младшая группа: I подгруппа (мальчики и девочки) — 7—8 лет; II подгруппа (мальчики и девочки) — 9-10 лет.
Средняя группа: подгруппа (мальчики и девочки) — 11—12 лет; II подгруппа (мальчики и девочки) — 13—14 лет.
Старшая группа: I подгруппа (юноши, девушки) — 15-16 лет; II подгруппа (юноши, девушки) — 17-18 лет.
Форма игроков (спортивная одежда и обувь). Встречающиеся между собой команды обязаны выступать в различной по цвету форме. При одноцветной форме команда-хозяйка поля или стоящая первой в расписании — меняет форму. Форма состоит из футболки, трусов и спортивной обуви для зала. Каждый игрок должен иметь номер на футболке спереди и сзади, хорошо видимый и одного цвета с номерами других игроков команды, отличающегося от цвета футболки. Номера у основных и запасных игроков произвольные (с 1-го по 99-й), но не повторяющиеся у двух и более игроков. Капитан команды обязан иметь на левей стороне груди на футболке букву К или нарукавную повязку, по цвету отличающуюся от футболки.
Состав команды. В соревнованиях участвуют две команды составом от 6 до 12 человек игроков в каждой. На площадке от каждой команды выступают по 6 человек. Основными считаются 6 игроков, которые начинают игру в каждой партии. В протокол соревнования до начала игры вносят фамилии всех игроков команды. Игроки, фамилии которых не внесены в протокол, к соревнованиям не допускаются. Запасные игроки, тренеры и представители команд располагаются у боковой линии площадки со стороны, противоположной той, где находится старший судья. Запасным игрокам разрешается проводить разминку за пределами площадки.
П р и м е ч а н и е. На уроках физической культуры занимающиеся распределяются на две команды. На соревнованиях, по усмотрению проводящей их организации, допускаются смешанные команды, например: трое юношей и три девушки.
Замена игроков. В каждой партии команде даётся право замены основных игроков запасными. Замены разрешаются через судей во время нахождения мяча у команды, выполняющей замену. Игроки, покидающие поле, и игроки, вступающие в игру, должны на это получить разрешение судьи. Команда имеет право на шесть замен в каждой партии. Запасной игрок, входящий в игру, должен находиться возле секретаря, готовый к игре, и обязан вступить в игру немедленно по получении разрешения. На замену даётся 10 сек.
Расстановка игроков. Капитаны команд находятся на противоположных сторонах площадки — в зонах капитана. Игроки их команд располагаются на дальнем от капитанов игровом поле (рис. 13).
Представители, тренеры и капитаны команд. Представитель, тренер и капитан команды несут ответственность за дисциплину игроков на соревнованиях. Представителю и тренеру запрещается вмешиваться в решения судей и лиц, проводящих соревнования. Капитан команды является непосредственным руководителем команды на поле, он один имеет право обращаться к судье во время игры.
Порядок опротестования встречи. Решения старшего судьи в процессе игры окончательны. Все протесты подаются в судейскую коллегию представителем соответствующей команды в письменной форме в течение 1 часа после игры. О подаче протеста должно быть заявлено немедленно по окончании встречи старшему судье и представителю команды соперников, об этом должна быть также сделана соответствующая запись в протоколе.
Обязанности судей. Состав судейской коллегии. Судьи на каждую игру назначаются организацией, проводящей соревнования. Для проведения игры назначаются старший судья, судья, секретарь. Судьи располагаются на разных половинах площадки, секретарь — за боковой линией напротив средней линии.

В.В.Малков, преподаватель физической культуры, педагогический колледж народов Крайнего Севера, г. Салехард Ямало-Ненецкий автономный округ