Методика развития общей выносливости школьников 10-12 лет на уроках легкой атлетики.

Учитель физической культуры 1 категории

 МАОУ гимназия №40 г. Екатеринбург

 Ермаков Д.И.

Ключевые слова: стандартные задания, общая выносливость, легкая атлетика, двигательная активность, здоровье. 

Аннотация: Важнейшим положением оздоровительной физической культуры ребенка, по мнению большинства специалистов, на всех этапах его школьного обучения должны стать прогрессирующее здоровье и постоянное соответствие подготовленности физическому развитию, поддерживаемое мотивированной необходимостью в движении.

Одним из доступных и целесообразных средств укрепления здоровья подростков является бег. В свою очередь, систематические занятия бегом стимулируют дополнительные возможности кровообращения, усиливают работу скелетной мускулатуры, снижают артериальное давление, что ведет к уменьшению нагрузки на левый желудочек. Так же во время бега в работу вовлекаются основные мышечные группы, обеспечивается длительное и динамическое движение каждой части тела, высокая подвижность в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.

Актуальность исследования: Известно, что проблемой и противоречием школьного физического воспитания, и это подтверждают, как теоретики, так и практики, является практическая востребованность педагогических исследований содержания и объема средств, применяемых в уроке физической культуры и их использование на уроках

Наши наблюдения в период педагогической практики позволяют утверждать, что комплексное использование стандартных заданий вызывает большую мотивацию у школьников выполнять физические упражнения.

Данные несоответствия и проблемы определили направление исследования.

Объект исследования процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования методика использования стандартных беговых заданий для воспитания общей выносливости школьников пятого класса на уроках легкой атлетики.

Целью исследования явилось выявление влияния стандартных заданий, построенных на использовании беговых упражнений, на воспитание общей выносливости учащихся пятого класса в условиях школьного урока легкой атлетики и режимов их выполнения.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ доступной литературы по проблеме исследования.
  2. Показать влияние стандартных заданий, включающих беговые упражнения,  на уровень развития общей выносливости школьников.
  3. Обосновать методику использования стандартных заданий с беговым содержанием на уроках легкой атлетики в пятых классах для повышения общей выносливости школьников.

Новизна исследования:

Исследования проводились в МАОУ СОШ №171, г.Екатеринбурга.

В эксперименте приняли участие школьники пятых классов, которые представляли две группы (контрольную и экспериментальную).

Контрольную группу составили ученики первой тренировочной группы — 10 человек (мальчики). Уроки легкой атлетики в этом классе проходили по общепринятой методике.

Эксперимент проходил в 3 этапа, которые представлены на экране
Первый этап — сентябрь 2015 года.

Второй этап — апрель 2015 года.

Третий этап — сентябрь 2016 – апрель 2017 гг.

Экспериментальную группу составили учащиеся второй группы — 10 человек (мальчики). В этой группе уроки проводились по общепринятой методике), но в содержание урока (во все его части) были включены стандартные комплексы, которые содержали специальные беговые упражнения. Объем упражнений в стандартных комплексах составлял 10% к имеющемуся времени урока. При этом основное содержание урока легкой атлетики оставалось постоянным.

Упражнения подбирались таким образом, чтобы с их помощью значительно возросло двигательное содержание урока.

Все школьники, принимавшие участие в эксперименте, имели допуск врача и были отнесены к основной медицинской группе. Материальная база школы (наличие футбольного корта и специальной беговой дорожки) соответствует проведению уроков физической культуры в полном объеме.

Наблюдения за школьными уроками легкой атлетики, их педагогический анализ и беседы с учителями школы позволили определить место бега и беговых упражнений в содержании этого вида уроков.

Проведенное исследование показало, что бег и беговые упражнения используются в содержании всех видовых уроков физической культуры. Наиболее частыми в использовании были следующие беговые упражнения;

— бег с высоким подниманием бедра – это упражнение включают в содержание урока 82%  опрошенных учителей физической культуры;

— «перекат» — это упражнение включают в содержание уроков 54% школьных учителей;

— бег с захлестыванием голени – только 32% учителей включают это упражнение в содержание уроков;

— прыжки в шаге – за включение этого упражнения в содержание урока высказалось 24% опрошенных учителе;

— семенящий бег – только 8% учителей школ используют это упражнение в подготовительной части урока легкой атлетики.

Что касается объема выполнения беговых упражнений, то беседы показали, что дистанция их выполнения не превышает 10 метров.

Количество повторений беговых упражнений, по мнению опрошенных учителей, колеблется от 2 до 7 раз.

Анализ показал, что на уроках легкой атлетики школьники выполняют бег по прямой (ускорение) — до 60 метров. Количество повторений пробегаемых отрезков составляет от 3 до 8 раз.

Исходя из проведенного исследования, нами были выбраны беговые упражнения и режим их выполнения на школьном видовом уроке физической культуры: и определенна их пульсовая стоимость

Показатели формирующего эксперимента:

 

Упражнение

Режим выполнения упражнения
3 повторения 5 повторений 7 повторений
кол-во П.С кол-во П.С кол-во П.С
Бег с выс. под-м бедра 45±0,2 34±0,3 75±0,2 38±0,2 90±0,3 42±0,2
«Перекат» 36±0,2 49±0,2 60±0,3 56±0,2 86±0,3 64±0,2
Бег с захлестом голени 60±0,1 34±0,2 72±0,3 42±0,2 104±0,4 48±0,2
Ускорение до 40 м 45±0,2 34±0,3 79±0,2 38±0,2 90±0,3 42±0,2
Ускорение до 60 м 36±0,2 43±0,2 60±0,3 56±0,2 86±0,3 64±0,2
Бег 150 м (темп сред) 260±0,1 54±0,2 292±0,3 42±0,2 404±0,4 88±0,2

 

Под пульсовой стоимостью упражнения понимают разницу между конечными данными ЧСС и начальными (В.И. Лях; В.Ф. Ломейко; Л.А. Семенов).

Из таблицы видно, что при выполнении беговых упражнений и бега по прямой (ускорения) с различным количеством повторений меняется и пульсовая стоимость их комплексного выполнения.

Данная величина показывает степень воздействия выполняемого упражнения (комплекса упражнений) на организм человека. Данное положение позволяет регулировать физическую нагрузку в любой части урока физической культуры.

Проведенный эксперимент позволил определить режим выполнения беговых упражнений и бега на уроках легкой атлетики, тем самым регулировать не только физическую нагрузку, но и двигательную активность детей.

Тестирование, проведенное в конце эксперимента в контрольном классе позволяют отметить, что показатели двигательной подготовленности учащихся этого класса изменились.

Показатели двигательной подготовленности учащихся

(контрольный класс)

Тестовые упражнения n Начало экс. Конец экс. % Р
М±m М±m
Бег 30 м с в/с (с) 10 5,44±0,02 5,27±0,02 3,2 >0,05
Бег 3х10 м (с) 10 9,15±0,01 8,99±0,04 1,8 <0,05
Бег 1000 м (мин) 10 4,13±2,2 4,06±2,2 1,7 <0,05
Бег 6′ (м) 10 1293,3±11,89 1462,0±13,4 13,0 >0,05
Прыжок в длину с/м (см) 10 178,7±0,6 184,13±0,5 3,0 >0,05
Наклон вперед (см) 10 3,86±0,44 5,4±0,2 39,8 >0,05

 

 

Следует отметить, что выбранное для эксперимента двигательное содержание программного материала (бег и беговые упражнения) сами по себе не оказывают быстрого влияния, как на повышение уровня физического развития, так и на двигательную подготовленность учащихся.

Полученные результаты в изменении уровня двигательной подготовленности учащихся контрольного класса можно объяснить достаточно высокой моторной плотностью видовых уроков легкой атлетики – 53%, которая была обусловлена достаточно высокой двигательной активностью учащихся контрольного класса.

Показатели двигательной подготовленности учащихся

(экспериментальный класс)

Тестовые упражнения n Начало экс. Конец экс. % Р
М±m М±m
Бег 30 м с в/с (с) 10 5,61±0,04 5,11±0,02 9,0 >0,05
Бег 3х10 м (с) 10 9,02±0,09 8,79±0,03 2,6 <0,05
Бег 1000 м (мин) 10 4,08±0,6 4,01±3,2 1,8 <0,05
Бег 6′ (м) 10 1230,3±17,9 1604,2±7,4 30,3 >0,05
Прыжок в длину с/м (см) 10 178,6±0,6 187,5±0,5 4,9 >0,05
Наклон вперед (см) 10 3,50±0,44 5,16±0,3 47,4 >0,05

 

Более высокий прирост в показателях двигательной подготовленности и развития общей выносливости учащихся экспериментального класса, мы связываем не только с высокой их двигательной активностью, которая была достигнута за счет выполнения стандартных заданий (моторная плотность составила 69%, по сравнению с контрольным), но и увеличением бегового содержания каждого урока легкой атлетики.

Мы считаем, что только комплексное использование физических упражнений с учетом вида и типа урока, большей мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями можно существенно влиять на уровень их двигательной подготовленности. Об этом достаточно говорят показатели двигательной подготовленности, полученные в конце эксперимента.

Основные результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы

  1. Анализ литературы позволяет утверждать, что объединение физических упражнений в комплексы (стандартных заданий) и выполнение их на уроках легкой атлетики существенно расширяет рамки школьного урока и наполняет его разнообразными локомоторными действиями, а также делает его интересным и запоминающимся.
  2. Проведенное исследование показало, что включение бега и беговых упражнений в содержание различных частей урока легкой атлетики, виде стандартных заданий, существенно повышает его моторную плотность. Так, в экспериментальном классе она составила на уроке легкой атлетики 69% (контрольный класс – 53%).

3, Исследование показало, что включение стандартных заданий , построенных с использованием на специальных бега и беговых упражнениях, позволяет существенно влиять как на развитие двигательных качеств (общая выносливость), так и на уровень развития их двигательной подготовленности.

Мы считаем, что только при творческом отношении к своей профессии учитель физической культуры может положительно влиять на эффективность процесса физического воспитания учащихся и повышение их двигательной подготовленностью. Об этом достаточно говорят показатели двигательной подготовленности, полученные в конце эксперимента.

 

 

Работа представлена в рамках участия в конкурсе «Учитель года 2018. ОБЖ и Физическая культура»