Коррекция нарушений осанки на уроках физической культуры

                                                      Подготовила:

 учитель физической культуры

 МБОУ школы – интернат №1 г. Томск

Суворова Ольга Ивановна

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дети — это будущее нашей страны. Мы хотим видеть их  здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не маловажно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата.

Интенсификация современного образования, экзаменационные стрессы ставят перед учащимися сложнейшие социально – культурные задачи по развитию интеллекта, творчества, информационной мобильности, что требует значительного физического напряжение. Эффективное развитие и самореализация возможны лишь при высоком уровне физического развития, активные занятия физкультурой  укрепляют здоровье, способствуют гармоничному росту и развитию, вырабатывают правильную осанку, развивают координацию и красоту движений. Так же занятия позволяют детям стать сильными, ловкими, гибкими, выносливыми и расширить собственные двигательные способности Занятия физкультурой стимулируют развитие интеллекта и способствуют, при их успешности, самореализации личности учащихся.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод —  что одна из важнейших задач физического воспитания детей и подростков -формирование осанки и предупреждение её патологических изменений.

Правильная осанка важна не только с эстетической точки зрения, но и с физической, создавая наилучшие условия для деятельности всего организма, она обеспечивает правильное положение и нормальную работу внутренних органов. Способствует наименьшим затратам энергии, что повышает работоспособность.

Правильная осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития.

Осанка имеет нестабильный характер. Она может улучшиться или ухудшится (в период полового созревания, особенно у девочек). Нарушение осанки оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность организма и функционирование органов и систем. Основная причина — ограниченность движений. Длительное, вынужденное положение за партой и одновременно низкая двигательная активность детей, совпадающая с периодом активного роста.

Цели и задачи:

  1. Укрепление мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей.
  2. Коррекция, имеющихся дефектов осанки.
  3. Воспитание и закрепление навыков правильной осанки.
  4. Воспитание сознательного активного отношения к своему здоровью.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗВОНОЧНИКА И РОЛЬ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ИЗ НАС

Родители часто, не обращают внимание на осанку ребёнку – ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память, но мало кто свяжет все эти нарушения с состоянием позвоночника.

Позвоночник – сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют их между собой. Мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника.

Все функции позвоночника взаимосвязаны: он должен быть подвижен, насколько это возможно, устойчив, насколько необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник практически постоянно испытывает статические нагрузки. Поддерживать определённое положение тела нам приходиться не только стоя, но и сидя и при работе в наклон.

ПРИРОДНЫЙ АМОРТИЗАТОР

Позвоночник работает и как система амортизаторов, которые гасят вертикальные нагрузки. Удары, направленные по вертикальной оси тела, возникают при каждом шаге или прыжке. Без надёжных рессор всё тело, в том числе головной мозг, получало бы постоянные сотрясения. Рессорная функция осуществляется за счёт эластичных межпозвонковых хрящей наличия физиологических (естественных) изгибов позвоночника – лордозов и кифозов. Лордозом называется изгиб позвоночника, обращённый выпуклостью вперёд, а кифозом – выпуклостью назад. Волнообразная форма позвоночника помогает амортизировать вертикальные нагрузки. Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции – подвижность и стабильность. Подвижность в каждом межпозвонковом суставе по отдельности не велика, но позвоночник в целом – достаточно гибкая система.

Координация работа мышц обеспечивает гармоничные движения позвоночника.

Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, его выпрямляющие и подвздошно – поясничные мышцы. Для стабильности позвоночника очень важны и своеобразны гидравлические опоры – давление в грудной и брюшной полостях.

Мышцы брюшного пресса имеют не   меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга формирует изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить его от травмирующих нагрузок. Нарушения мышечного тонуса происходит при любых неполадках в позвоночнике. Слабость мышечного корсета, неравномерный тонус мышц неизбежно, связаны с усилением или уплощением его физиологических изгибов либо с его боковым искривлением. Всё это приводит к возрастанию нагрузки на межпозвонковые диски.

Между «просто»  нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Типичный пример такого переходного состояния – нестабильность позвоночника. Слабые мышцы и связки не в состоянии удерживать позвонки при движениях, вялая осанка приводит к повышенному давлению на межпозвонковые диски, и при этом развивается юношеский остеохондроз, который отличается от  «обычного» только возрастом больных. Определение «обычный», впрочем, можно было бы и не ставить в кавычки, а использовать в самом буквальном смысле, ибо, по данным медицинской статистики, от 40 до 80% всех жителей земного шара страдают остеохондрозом. Примерно каждый третий человек старше 30 лет жалуется на боли в спине или головную боль, связанные с этим заболеванием.       Позвоночник это:

  • жесткий стержень, который поддерживает туловище, голову и пояс верхних конечностей;
  • надёжная опора всех рычагов из костей и мышц, которые обеспечивают любое движение туловища и конечностей;           прочный «защитный футляр» спинного мозга;
  •  гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться;                                                                       эластичная рессора, которая гасит удары и толчки и удерживает равновесие тела.

СТОЛБ «ЗДОРОВЬЯ»

Таким образом, две наиболее распространённые напасти, связанные с позвоночником, — нарушение осанки и остеохондроз – это звенья одной цепи. А поскольку нет такого заболевания позвоночника, которое не влияло бы на все остальные органы и системы организма, то можно сказать, что позвоночный столб – это, действительно, «столб здоровья».

Дать короткую формулировку осанке трудно. Самое распространённое и простое определение звучит так: «Привычная поза непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения». В более широком понимании осанка – это и положение тела в различных статических позах и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных действий. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностики её нарушений используются характеристики позы стоя. Осанка в первую очередь зависит от формы позвоночника.

Её нарушения сами по себе являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка – это или продление болезни, или состоянии предболезни. Главная опасность нарушений осанки в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках (остеохондроз). Даже такая серьёзная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьётся в тесной грудной клетке, впалая грудь и повёрнутые вперёд плечи не дают расправиться лёгким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

Исправление нарушений осанки – процесс длительный. Процесс формирования нового, правильного стереотипа осанки требует строгого подхода к организации занятий – урока физической культуры. Решая задачу коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры, используются следующие средства и методы.

К средствам относятся специально подобранные и организованные движения человека:

  • Физические упражнения
  • Строевые упражнения
  • Дыхательные упражнения
  • Подвижные игры

Физические упражнения.

К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении,  в равновесии и т.д.

Гимнастические упражнения – специальные действия, при которых достигается избирательное воздействие на определённые мышцы и физиологически связанные  с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений, предусматривается то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напряжения. Всё это обеспечивает точный характер движений и по возможности целенаправленное влияние на соответствующие элементы опорно-двигательного аппарата. С помощью гимнастических упражнений формируются двигательные навыки, точность движений, развиваются ловкость, сила, выносливость, гибкость.

Наибольшую группу гимнастических упражнений составляют общеразвивающие упражения (ОРУ) для определённых мышечных групп, классифицируемых по анатомическому признаку. В формировании осанки огромное значение имеет состояние мышц брюшного пресса. Они помогают удержать туловище в вертикальном положении, при сокращении осуществляют сгибание тела вперёд  и его наклоны и что исключительно важно, своим тонусом поддерживают внутрибрюшное давление, необходимое для удержания внутренних органов в правильном положении.

Кроме того эти мышцы участвуют в дыхании.

Гимнастические упражнения для мышц спины (наклоны вперёд, боковые наклоны и вращения туловища) выполняются из исходного положения – стоя. Оптимальным для развития мышц спины является положение – лёжа на животе. Упражнения для мышц нижних конечностей выполняется из всех исходных положений в зависимости от требуемой нагрузки. В зависимости от возраста учащегося и степени развития двигательных навыков характер гимнастических упражнений меняется.

Упражнения в расслаблении —  гимнастические активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением упражнением мускулатуры. При выполнении упражнений в расслаблении достигается снижение тонуса и гладкой мускулатуры внутренних органов. Эти упражнения используются для снижения общей физической нагрузки, восстановления координации движений, нормализации мышечного тонуса, в том числе и гладкой мускулатуры.

Упражнения на координацию – проводятся при сложных сочетаниях движений и регламентируемой их последовательности. Они используются для тренировки и восстановления двигательных навыков, восстановления нарушенной регуляции движений.

Упражнения в равновесии – гимнастические упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата и позных реакций.  Они выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т.д. Эти упражнения также способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.

Упражнения корригирующие – специальные гимнастические, способствующие устранению деформации опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации.

Специальные упражнения —  их применение даёт возможность нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а так же положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса,  укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путём создания естественного мышечного корсета.

Упражнения силовые, скоростно-силовые, в статическом напряжении  — гимнастические упражнения с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения.

Статические упражнения используются реже, одна они весьма эффективны при необходимости быстрого нарастания мышечной силы, например при сколиотической болезни, юношеском кифозе.

Физические упражнения прикладного характера. К ним относится большая группа упражнений в основных жизненно необходимых двигательных действиях естественного типа. Основные движения включают способы передвижения:

Ходьба – основной, естественный вид движения циклического типа, способ перемещения тела в пространстве. Правильная ходьба характеризуется свободным, естественным положением тела с симметричным расположением его частей, относительно позвоночника, координации рук и ног, постановкой шагающей ноги на пятку с последующим перекатом на носок, прямолинейностью и равномерностью длины шага. Упражнения усложняются за счёт соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, на пятках, внутреннем и наружном своде стопы. С перекатом с пятки на носок, с высоким поднимаем бедра, в полуприседе, скрестным и приставным шагом, с выполнением дополнительных заданий и т.д.

Бег – это движение циклического типа, отличающегося от ходьбы наличием фазы полёта, т.е. одновременного отрыва обеих ног от опоры. Фаза полёта усиливает быстроту передвижения за счёт инерции, позволяя мышцам расслабиться и способствуя восстановлению энергетических ресурсов. Попеременное сокращение и расслабление большого количества мышц вовлекают в работу большинство систем организма (кровообращение, дыхания, обмена веществ и т.д.), деятельность, которых проходит на устойчивом уровне адаптации, способствуя увеличению физиологических резервов организма.

Лазание – относится к основным движениям циклического типа с широким вовлечением в работу многих мышечных групп. В связи с этим их разновидности (подлезание, перелазание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб.

Метание- движение ациклического типа, прикладной, скоростно-силовой вид физических упражнений. Метание способствует развитию и укреплению мышц верхних конечностей и грудной клетки, развитию ловкости и координации движений.

Строевые упражнения – способствуют формированию правильной осанки, подтянутости, организованности и согласованности действий, сохранению положительного эмоционального тонуса.

Дыхательные упражнения – упражнения с произвольным видоизменением характера или продолжительности фаз дыхательного цикла как в сочетании с движениями туловища и конечностей, так и без этих движений. У учащихся с помощью дыхательных упражнений воспитывается и закрепляется навык полного рационального дыхания и сочетания дыханий и движении. К статическим дыхательным упражнениям относятся дыхательные движения, выполняемые с изменением ритма и глубины дыхания, паузу между вдохом и выдохом (упражнения с сопротивлением дыханию, с произнесением звуков, с удлинённым и ступенчато – удлинённым выдохом и т.д.). К динамическим дыхательным упражнениям относятся различные сочетания дыхательных движений с движениями других сегментов тела. При этом движения подбираются таким образом, чтобы облегчить или усилить дыхание. Например, наклон туловища вперёд сочетается с выдохом, выпрямление туловища – со вдохом.

Подвижные игры.

Игра – специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Особенности подвижной игры определяются их эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов весёлой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. Двигательная деятельность учащихся в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомление. Использование подвижных игр коррекционной направленности предъявляет к их подбору определённые требования.        Разнообразие подвижных игра, широкая возможность их варьирования создают прекрасные условия для целенаправленного формирования и тренировки двигательных навыков и качеств, а так же для решения специальных задач.

Использование всех описанных средств на уроках физической культуры в совокупности даёт возможность сформировать у учащихся устойчивый навык правильной осанки, тем самым избежать возможных функциональных, а затем патологических изменений во внутренних органах. И как результат гармонично развитую, морально устойчивую и трудоспособную во всех отношениях личность.