Конспект урока по волейболу в 5 классе (ФГОС ООО)

Конспект-урока-по-волейболу-в-5-классеПредлагаю план-конспект урока начальной волейбольной подготовки в 5 классе на тему «Стойки и перемещения игроков». Учащиеся знакомятся с основной стойкой волейболиста, с техникой перемещений волейболистов и играми и эстафетами с элементами волейбола. Кстати, в своей школе я уже начиная со 2-3 класса добавляю множество элементов волейбола, играя в пионербол: расстановка по зонам, подача снизу, игра возле сетки, верхний прием мяча (благо администрация разрешила  нагрузку в 2 часа в неделю на кружок во 2-4 классах «Пионербол с элементами волейбола»).
Цели: провести инструктаж по технике безопасности на занятиях по волейболу; провести общеразвивающие упражнения с набивным мячом, специальные беговые упражнения; познакомить со стойкой игрока, перемещениями в стойке игрока: приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, эстафет.
Формируемые УУД:

  • предметные: иметь первоначальные представления о стойке игрока в волейболе, перемещениях в этой стойке; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений с набивным мячом и эстафет;
  • метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
  • личностные: формирование положительного отношения учащихся к занятиям физкультурной деятельностью; накопление необходимых знаний, умений в использовании ценностей физической культуры для достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Инвентарь: секундомер, свисток, набивные мячи по количеству занимающихся, 2—4 волейбольных мяча, 2—4 конуса, инструкции по технике безопасности.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение учащихся. Организационные команды. Рапорт, приветствие учащихся.

2. Объявление темы урока, постановка целей и задач.
— Ребята, сегодня мы начинаем заниматься в новой учебной четверти и будем заниматься спортивными играми. В частности начнем мы с отработки основных технических элементов игры волейбол.
2.    Инструктаж по ТБ на уроках спортивных игр.
Учитель проводит инструктаж по технике безопасности на занятиях спортивными играми (желательно, чтобы ученики сами вспомнили основные правила).
—    Класс! Направо! Вправо в обход по залу шагом марш. Внимание, класс, бегом марш! Выполняется разминочный бег (до 3 мин). Возможен бег с заданиями: бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, приставными шагами правым и левым боком, с разворотами по свистку, подбрасывая перед собой мяч и т.д.. Внимание, класс, шагом марш. После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения (на 1-2 — руки вверх, глубокий вдох, на 3-4 руки вниз, выдох). Когда ученики проходят по периметру зала, то учитель раздает по одному набивному мячу и перестраивает учащихся для проведения разминки.
3.    Комплекс упражнений с набивными мячами

комплекс упражнений с набивными мячами

Проводится разминка. По окончании разминки ученики перестраиваются в одну колонну, проходят по кругу и убирают мячи на место.
—    Разойдитесь по всей площадке (каждый может встать там, где ему удобно, но так, чтобы не мешать остальным).
II. Основная часть
1.    Знакомство с понятием и техникой стойки волейболиста.

стойка волейболиста
—    Определение слова «стойка» весьма простое — это удобное исходное положение волейболиста. В этом положении ноги слегка согнуты (уже готовы оттолкнуться и помочь телу переместиться в любую сторону), тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, туловище слегка наклонено вперед, ноги вместе сводить не надо, руки согнуты в локтях и направлены вперед (уже готовы действовать: ловить мяч, отбивать и т. п.)
Учитель показывает правильную стойку и просит учеников повторить ее. Учитель внимательно проверяет, у кого как получается. На первых этапах обучения очень важно обращать внимание детей именно на стойку играющих, т.к. в старших классах переучить очень сложно.

  • Выполним упражнение. По моему сигналу вы должны расслабиться и встать в удобную позу, по второму сигналу по-старайтесь принять стойку волейболиста. Упражнение выполняется несколько раз, в зависимости от качества выполнения детьми.

2.    Перемещения в стойке волейболиста
—    Обычно в волейболе применяется приставной шаг, который может выполняться вперед, назад, вправо и влево. Движение начинается с ноги, которая расположена ближе к направлению перемещения (соответственно, если надо переместиться вправо, то с правой ноги, если влево — с левой). Такие перемещения применяются, когда игроку хватает на него времени и расстояние, которое следует преодолеть, небольшое.

Перемещения в стойке волейболиста
Также можно использовать двойной шаг. Он применяется, когда необходимо быстро выйти к мячу. Тогда движение начинается с дальней к направлению движения ноги.
Можно применять и бег, но он нужен только в тех случаях, когда приходится перемещаться на относительно большое расстояние, причем как можно быстрее. Например, можно перейти на бег для спасения мяча, улетающего от своего игрока, для выполнения нападающего удара или даже для блока.
(Когда все моменты разобраны, учитель дает команды, куда и как перемещаться, а ученики выполняют перемещения, стараясь не мешать друг другу (можно ввести правило: если двое сталкиваются или задевают друг друга, то они должны остановиться на месте и посчитать до десяти, только после этого можно продолжать движение, причем неважно, кто был виноват в столкновении), если же звучит свисток, то все игроки должны замереть на месте в стойке волейболиста.)
Команды учителя
4.    Приставным шагом вправо-влево (необязательно перемещаться строго по прямой, можно двигаться по дуге, чтобы менять свое местоположение).
5.    Приставным шагом вперед-назад (то же).
6.    Двойной шаг (выполняется в разные стороны).
7.    Бег (выполняется в разные стороны).
—    При выполнении двойного шага и бега не надо все время шагать и бегать, а надо выполнять короткие рывки, как будто увидели падающий мяч и стремитесь его достать. Сделали рывок, сымитировали пойманный или отбитый мяч, остановились в стойке волейболиста, сделали паузу, как бы дождались нового летящего мяча и снова на него отреагировали и т. д.
(Команды даются не по порядку, а вразнобой. Ученики должны легко перестраиваться под различные варианты перемещений.)

3.    Эстафета с волейбольными мячами
Учитель делит класс на несколько команд.

И. п. — мяч у второго. Первый бежит до конуса, там разворачивается, принимает стойку волейболиста, а второй бросает ему мяч в руки. Первый ловит мяч, бежит обратно, передает эстафету второму, коснувшись его рукой, а мяч передает третьему, сам идет в конец колонны и т. д.
Ошибки: не принял стойку волейболиста, мяч ударился о пол, прежде чем был пойман. Каждая ошибка — плюс 3 с.

Эстафета с волейбольными мячами
8.    И. п. — мяч у первого. Выполняется бег спиной вперед. Как только первый добежит до конуса, бросает мяч второму, затем бежит к нему и передает эстафету касанием руки. Второй, как только поймает мяч, разворачивается спиной по направлению движения и ждет касания.
9.    И. п. — направляющий сидит на полу, спиной по направлению движения, мяч в руках. По сигналу первый встает, разворачивается, лицом вперед бежит к конусу, кладет на него мяч и возвращается бегом обратно, в это время второй уже садится и ждет касания. Как только его коснулись (передали эстафету), он вскакивает и бежит к мячу, берет его, возвращается, кладет на ноги сидящего третьего. Как только тот получает мяч, то может вставать и бежать к конусу, где снова кладет на него мяч, и т. д.

(Если класть мяч на конус сложно, то можно положить среднее кольцо или обруч. Игрок должен положить мяч так, чтобы тот не упал, если мяч падает, нужно вернуться и вновь положить на конус.
III. Заключительная часть
Заканчивают эстафету за 4—5 мин до конца урока.

1. Игра на внимание: учащиеся расходятся по залу. По первому свистку учащиеся закрывают глаза и поднимают правую ногу и раскачивают ее вперед-назад. По второму свистку опускают на пол, а по третьему поднимают левую ног и выполняют махи. Кто касается пола при потере равновесия стоя на одной ноге, тот проиграл

2.Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Проводится построение в одну шеренгу.

3. Подведение итогов урока. Учитель подводит итоги эстафеты и урока. Анализирует работу учащихся. Желательно похвалить учеников за внимательность, быстроту, взаимопомощь и взаимовыручку, честную игру и т. п.
4. Домашнее задание: прочитать текст «Волейбол. Основные приемы игры. Стойка и перемещения» на страницах 118, 119 учебника Физическая культура в 5-6-7 классах М.Я. Виленского.

5. Организованный выход в раздевалку: класс, не строевым шагом марш.