Гимнастика и акробатика нужны в школе!

Гимнастика-и-акробатика-нужны-в-школеЛюбой педагог признает, что занятия гимнастикой - действенное средство в закладывании фундамента детского здоровья. Только в гимнастике упражнения подобраны так, что возможно точно и комплексно воздействовать на человека.
Я, учитель физической культуры общеобразовательной школы, с большим сожалением наблюдаю, как с каждым изменением комплексной программы по физическому воспитанию сокращается сетка часов программного материала по гимнастике. Но несмотря на сокращение учебного времени на прохождение программного материала содержание упражнений (в частности по акробатике в начальной школе) осталось тем же. По моему мнению, разрешение этого «противоречия» необходимо искать в новых методических подходах при обучении акробатическим упражнениям.
И исследованиями доказано, и практикой подтверждено, что чем лучше развиты у детей координационные способности, тем быстрее они овладевают двигательными навыками. Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период развития координационных способностей детей. Естественно, что целенаправленное развитие координационных способностей положительно влияет на быстроту и качество обучения гимнастическим и акробатическим упражнениям.
В настоящее время многие школы перешли на новую, интенсивную систему обучения. И практически стали школами «хроников». Ухудшение здоровья школьников в значительной степени связано с чрезмерной интенсификацией учебного процесса, постоянным увеличением объема учебных нагрузок, перегрузками и переутомлением.
К средней группе здоровья относятся около 60-70% учащихся школы. Половина учащихся заканчивает учебный год с различными отклонениями в работе сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, зрения; растет количество нервно-психических заболеваний. Нарушения осанки - у 50-90% учащихся. Эти дети, как правило, имеют средний уровень физической подготовленности, сниженный уровень жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Они в большей степени, чем здоровые, подвержены различным инфекционным заболеваниям, в 1,5-2 раза чаще болеют ОРЗ.

Ежегодно у нас проводится обследование учащихся начальной школы, выявляются нарушения осанки. Для профилактики и коррекции нарушений осанки создаются группы лечебной физкультуры. Программа занятий предусматривает упражнения для любого уровня физического развития, двигательной подготовленности ребенка. Преимущественно упражнения направлены на развитие ловкости и гибкости. Программа реализуется в зависимости от анатомо-физиологических и возрастных особенностей ребенка, степени нарушений и изменений в динамике.
Основу занятий для коррекции нарушений осанки составляют упражнения на развитие координации движений, на группы мышц, участвующих в поддержании навыка правильной позы, а также дыхательные упражнения. Упражнения для развития координационных способностей составляют почти половину комплексов корригирующей гимнастики.
Применяя комплексы корригирующих упражнений для исправления нарушении осанки, мы улучшаем способности детей к тонкому воспроизведению мышечных усилий, к согласованию движений, к динамическому и статистическому равновесию, к совершенствованию ритма движений, ориентированию в пространстве, к вестибулярной устойчивости. Другими словами - улучшаем координационные способности детей. А именно это крайне необходимо для повышения эффективности обучения акробатическим упражнениям.

Проводя уроки акробатики в начальной школе, я давно обратил внимание на то, что вместе с улучшением осанки у детей, занимающихся в группах ЛФК, заметно улучшается техника выполнения акробатических упражнений. Особенно это заметно в выполнении наиболее сложных для усвоения в этом возрасте акробатических упражнений, например, «кувырка назад» или «трёх кувырков вперёд слитно». На овладение техникой этих акробатических упражнений они тратили гораздо меньше времени. Кроме того, антропометрические обследования в конце учебного года выявили у этих детей улучшение показателей координационной устойчивости (в статическом равновесии) - на 51,4%, скорости зрительно-двигательных реакций - на 30,2%.
Следовательно, подтверждается правило, что специально направленное развитие координации движений положительно сказывается на способности овладевать гимнастическими упражнениями. А улучшить развитие координационных способностей учащихся возможно, применяя методы коррекции нарушений осанки.
В.Н.Сапунов, учитель физической культуры, школа № 1413 Северо-Восточного учебного округа, Москва

На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Популярные статьи
© 2017 Методическая копилка учителя физкультуры и ОБЖ