Чтобы оживить внимание на уроке

Чтобы-оживить-внимание-на-урокеВ 4 классе разучивался комплекс утренней гимнастики. Вскоре я заметил, что дети выполняли движения вяло, непрестанно делали ошибки. «Устали,- подумал я, — ведь пятый урок. Попробую вызвать оживление». И вместо показа очередного упражнения сказал:
— Сейчас дам сигнал, вам нужно будет взобраться на любой гимнастический снаряд и повиснуть на нём так, чтобы ноги не касались пола.
Ученики заулыбались. Как только прозвучал сигнал, они кинулись наперегонки к гимнастической стенке и другим снарядам. Не прошло и трёх секунд, как все взгромоздились на гимнастические снаряды. Послышались смех, радостные восклицания.
Восстановив тишину, назвал победителей в выполнении задания. Потом также наперегонки класс строился в разомкнутую колонну по четыре для дальнейшего разучивания комплекса. Снова были названы победители — ряды учеников, построившиеся первыми.
После этой эмоциональной «встряски» напомнил ученикам, что необходимо окончить разучивание комплекса, так как он будет задан на дом, а через неделю на уроке будет проведён зачёт по выполнению упражнений на отметку. Класс работал старательно, и в считанные минуты удалось завершить разучивание утренней гимнастики.
В дальнейшем, читая труды И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, я понял, почему резко повысилась работоспособность моих учеников. И.П.Павлов установил, что, если одни и те же раздражения поступают в кору головного мозга, в ней развивается процесс торможения и деятельное состояние коры утрачивается. Это выражается в сонливости, понижении внимания, падении работоспособности.
С тех пор я стал использовать приёмы оживления внимания у детей всякий раз, когда замечал, что они утомлены однообразной работой и их внимание слабеет. Посещая уроки своих коллег, узнавал новые приёмы оживления внимания учеников во время проведения подготовительных и общеразвивающих упражнений. Может быть, читателям журнала большинство этих приёмов знакомо, но всё же полагаю, что полезно напомнить о них.

  1. Класс строится в одну шеренгу вдоль длинной стороны площадки, рассчитывается по два.
    Первые номера остаются на месте, вторые идут на противоположную сторону зала, останавливаются, делают поворот кругом и оказываются лицом к первой шеренге. В этом построении класс выполняет подготовительные и общеразвивающие упражнения. Учитель стоит на короткой стороне площадки, на равном расстоянии от обеих шеренг. По его показу дети выполняют одно-два упражнения, затем по сигналу шеренги меняются местами. Учитель оценивает, какая шеренга лучше выполнила упражнения, быстрее и организованнее перешла на противоположную сторону площадки, чётче сделала остановку, поворот кругом и выровнялась в шеренге. Предварительно учитель объясняет, как шеренги должны меняться местами (каждый второй номер при встрече со своим первым номером проходит справа от него, никто не может коснуться или толкнуть идущих навстречу; для этого в шеренгах ученики становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга). Затем по показу и объяснению учителя дети выполняют очередное упражнение, снова меняются местами, переходя на противоположную сторону площадки, и т.д. Вначале смена мест шеренгами производится шагом (обычным, на носках, на пятках и т.п.), затем бегом: «трусцой», семенящим, на носках и т.п., а также подскоками на обеих ногах. Можно вводить и другие способы передвижения — на четвереньках; из упора присев, переставляя ладони вперёд в упор лёжа, толчком ног снова в упор присев и т.д.
  2. Класс построен в разомкнутую колонну по четыре для выполнения подготовительных упражнений. Ученики каждого ряда запоминают свой номер (на правом фланге — первый, рядом — второй и т.д.). По вызову учителя (после окончания очередного упражнения) вызванные ряды обегают вокруг ближайшего к себе ряда и останавливаются на своих местах. Например, учитель вызвал второй и третий ряды. Второй ряд обегает первый, а третий — четвертый. Побеждает ряд, быстрее и организованнее окончивший перебежку. Во время бега ученики следуют за своим головным, не обегая друг друга.
    Если зал большой, полезно усложнить перебежку преодолением низкого препятствия (на¬пример, барьерчика) прыжком в шаге.
  3. Класс в разомкнутой колонне потри или по четыре. Позади каждого ряда на полу гимнастический мат. После выполнения одного-двух упражнений ученики по сигналу учителя бегут назад, становятся на гимнастический мат и принимают заранее обусловленное положение. (Например, опускаются на колени и садятся на пятки.) Ряд, выполнивший задание первым, причём все ученики уместились на гимнастическом мате и никто из них не касается пола, объявляется победителем. По следующему сигналу ученики бегут на свои места в разомкнутую колонну. Снова называются победители.
  4. Класс выполняет подготовительные упражнения в разомкнутом круге. После одного- двух упражнений подаётся один из трёх заранее обусловленных сигналов. Если прозвучит первый сигнал (например, хлопок в ладони), дети бегут по кругу по ходу часовой стрелки; по второму сигналу (двойной хлопок) класс двигается по кругу против хода часовой стрелки подскоками на обеих ногах; по третьему (три хлопка в ладони) — подскоками на одной ноге по ходу часовой стрелки. Во всех случаях движение продолжается до команды учителя «Стой!», по которой дети останавливаются и поворачиваются лицом к центру. Затем учитель показывает и объясняет очередное упражнение, и класс приступает к разучиванию.
  5. Ученики выстраиваются на площадке в две разомкнутые шеренги, лицом к центру. Расстояние между шеренгами 2 шага. Дети выполняют хорошо знакомые подготовительные упражнения. По одному из двух заранее обусловленных сигналов одна из шеренг убегает за короткую границу площадки, а другая преследует и салит убегающих. Например, по короткому свистку первая шеренга преследует вторую, по двойному свистку вторая догоняет первую. Добежав до линии, ограничивающей площадку, преследователи останавливаются, преследуемые же останавливаются за этой линией. Осаленные поднимают руки. Учитель под-считывает их число. Затем по сигналу (учителя) шеренги бегом возвращаются на свои места и проведение подготовительных упражнений возобновляется. После двух-трех пробежек каждой из шеренг учитель называет команду-победительницу. Ею будет та шеренга, в которой оказалось меньше осаленных.

В заключение напомню, что все эти приемы особенно важно использовать в 3-4 классах. В этом возрасте внимание у школьников вообще неустойчиво.
Приёмы принесут пользу, если ими не зло-употреблять и применять всегда обоснованно. Ученики утомлены предшествовавшими уроками, письменной работой и т.п., естественно, во время подготовительных упражнений дети будут невнимательными. Значит, нужно оживить класс, и приведённые приёмы будут полезны. Напротив, если школьники пришли на урок перевозбуждёнными, нет смысла использовать приёмы, оживляющие внимание.
М.А.Черевков

>
На ту же тему

Подпишитесь на обновления или поделитесь с друзьями, нажав кнопки ниже:

FeedBurner

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Популярные статьи
© 2017 Методическая копилка учителя физкультуры и ОБЖ  Войти